Сообщение #732 МИЛ » 10.09.2017, 11:55
Всем привет! Попытаюсь ответить на вопросы. При помощи специальной компьютерной программы, ещё в середине 80-х годов нами показана связь между структурами коры головного мозга у относительно здорового человека, и человека, страдающего заиканием. Эта компьютерная схема приведена практически во всех моих книгах. Сейчас ЭЭГ каждого человека (взрослого или ребенка), проходящего у нас обследование, обрабатывается по этой программе, в результате чего получается визуальная картинка, позволяющая реально определить степень нарушения взаимодействия между структурами головного мозга по сравнению с условной нормой, и на основании этого рекомендовать терапию. В том числе теми или иными фармакологическими препаратами.
Что касается меня самого. Да, я не применял никаких фармакологических препаратов. Но я несколько лет ходил на занятия к Л.З.Андроновой, куда меня направил К.М.Дубровский в 1964 году. Это были скорее дружеские встречи, в ходе которых мы обсуждали разные аспекты слоговой методики лечения заикания, но в силу своего могучего гипнотического таланта, Лия Зиновьевна несомненно оказывала на меня большое психологическое влияние. Я тогда работал в ОКБ знаменитого конструктора Н.Кузнецова - создавали знаменитую даже сейчас серию ракетных движков НК 32, 33 и т.д., чтобы лететь на Луну, поэтому при помощи друзей, мне не сложно было сделать портативный электронный метроном, и я начал пользоваться им с 1966 года. Массово тогда таких метрономов сделать было невозможно, и Андронова постепенно перешла на "пальчиковый" метод. Но, ещё раз подчеркиваю, её мощное психологическое влияние на мою личность и на мою речь остается для меня несомненным.
Первые лекции в обществе Знание я начал читать в 1984 году. До этого пару раз выступал с описанием слоговой методики перед логопедами Ленинграда, в том числе и в знаменитом Институте уха-горла-речи, в котором в 1956 году проходил двухмесячный курс лечения (без ощутимого успеха), тоже без какого-либо результата. Из общения с логопедами я вынес твердое убеждение о совершенной бесперспективности традиционных методов лечения заикания, и остаюсь при этом мнении до сих пор.
Помню, что на первой лекции было очень трудно, даже не в отношении самой речи, а с шумом. Лекция проходила в действующем цехе ткацкой фабрики. Часть станков конечно выключили, но оставшаяся часть создавала такой сильный уровень шума, что мне приходилось в буквальном смысле кричать. Содержанием лекций я был увлечен, никогда не читал по записям (да их у меня и не было - только план) и в ходе речи в буквальном смысле слова забывал о своем недостатке, о трудных словах, запинках, и даже о самих слушателях, которые для меня были неким уровнем шума в зале, по которому я судил о его настроении и степени заинтересованности. Через год на мои лекции была очередь на несколько месяцев вперед, и я мог выбирать, куда мне ехать и перед кем выступать, хотя никогда этим особо не злоупотреблял и не делал разницы между рабочими ЛМЗ или аудиторией престижного ВУЗа.
Считаю, что эти лекции и выступления (а длились они иногда 4-5 часов из-за многочисленных вопросов слушателей) дали мне очень много для укрепления и становления нормальной речи, а также уверенности практически при любых обстоятельствах. Параллельно с лекциями я начал вести группы по лечению детей, больных заиканием (с 1985 года), сначала в логопедических группах обычных детских садов (вместе с логопедом, который при этом присутствовал, но не мешал, за что я ему до сих пор благодарен), затем в специально созданных группах (тоже организованных не мной), и наконец в ИЭМ АМН СССР, где работал до недавнего времени, пока меня "по возрасту" не ушли на пенсию. Сейчас заинтересованные люди просят опять вернуться "в профессию" - пока думаю. Конечно, хочется найти продолжателя дела, но это судьба и так просто не бывает. Хотя методика даже в компьютерном плане отлажена, здесь ещё нужна личность, а её непросто найти. Вернее, она сама должна меня найти.
Вот вроде бы всё. Извините за некоторое многословия, но без этого трудно объяснить. Искренне Ваш, МИЛ.
Да, что первичнее - метроном или уверенность. Впервые я протестировал метроном на проходной секретного предприятия в 1966 году. Там надо было называть семизначный номер пропуска и свою фамилию, что для меня всегда было проблемой. Стоишь в секции пропускной кабины перед окошком с охраной. Жара 40 градусов (дело было на Юге). Охрана тебя давно знает, но им скучно и лишнее развлечение смотреть, как инженер- конструктор пытается выдавить из себя номер пропуска. Так вот, с метрономом я без малейшей запинки назвал сразу этот злополучный номер и свою фамилию, чем ввел охрану в шок. Судите сами, что первично - курица или яйцо.
Лекции читал конечно без метронома, но на энтузиазме, что действует не хуже метронома и гипноза.
Доктора Савельева не знаю, но полностью с ним согласен, и даже доказал это теоретически, что заикание - неправильно согласованное взаимодействие между структурами головного мозга, отвечающими за речь, и его излечение приводит к исправлению этого состояния. У детей - полностью, у взрослых - преимущественно, но под влиянием сильного эмоционального воздействия может возвращаться в исходное патологическое состояние. Об этом написано практически во всех моих пяти или семи книгах, но суть именно такая. Тренировка (регулярная) и метроном в большинстве случаев способны удержать полученное новое взаимодействие между структурами, тем более, что оно более естественное, врожденное, о чем и напоминает ритм метронома.
Речевые клетки - это понятие образное, хотя первичное рассогласование в работе между структурами головного мозга вызывается именно гибелью клеток в результате внутриутробной или родовой травмы примерно в 85% случаев появления заикания (и это доказано компьютерной томографией). Ноотропы, в частности, именно пантогам, включают в работу резервные клетки головного мозга в речевых структурах, тем самым способствуя восстановлению взаимодействия между ними, что также можно наблюдать по картине восстановления взаимодействия на компьютерной ЭЭГ в ходе лечения, особенно у детей. Конечно, подключение новых клеток по ЭЭГ мы не можем увидеть (только на позитронно-эмиссионной томографии), но результаты восстановления взаимодействие между структурами головного мозга к норме, можем и видим. Поэтому это всё не пустые слова, а результаты наблюдения на сотнях и даже тысячах больных. Именно поэтому и печатали наши книги, хотя, как показывает практика, мало их кто читал.
Ну вот теперь кажется окончательно всё. С наилучшими пожеланиями, искренне Ваш, МИЛ.
"Щит и ограждение - истина его" Псал. 90.