Логопедические упражнения для коррекции заикания у подростков и взрослых.

Описание: Обсуждение различных методик лечения заикания.
Общение с представителями и авторами методик.
Модераторы: Skif, Inkognito

yatsan F
Аватара
yatsan F
Репутация: 92
Лояльность: 55
Сообщения: 83
С нами: 6 лет 6 месяцев
Откуда: Москва

Техника речи на логопедическом занятии.

Сообщение #21 yatsan » 05.10.2017, 09:41

Техника устной речи — набор практических навыков, применяемых для оптимального звучания речи, владение приёмами эффективной реализации устной речи как средства общения.

Основная цель использования техники речи на логопедическом занятии - улучшение устной речи в повседневной жизни без утраты её естественного звучания.

Принципы применения техники речи на индивидуальных логопедических занятиях:
1. Техника речи используется только в момент выполнения речевых упражнений.
2. Логопед контролирует правильность техники речи.
3. Приёмы не заменяют естественно звучащую речь в повседневной жизни.

Диафрагмальное дыхание - участие мышц диафрагмы в виде движений передней брюшной стенки на вдохе и выдохе, в процессе устного речевого высказывания.

Рациональная голосоподача предполагает овладение навыками мягкой атаки мышц голосового аппарата и задействование грудного резонатора в процессе голосообразования.

Техника устной речи предполагает овладение правильным артикуляционным укладом различных групп звуков. Активная работа мышц артикуляционного аппарата улучшает чёткость звучания речи и работу органов артикуляции в полном объёме, без напряжения.

Интонационное оформление
устного высказывания предполагает изучение закономерностей мелодического оформления речи и динамики звучания отдельных слов. Интонация зависит от ситуации и повышается или понижается. Интонационные конструкции осваиваются по правилам языковой системы, которая применяется как средство общения.

Темпо-ритмическая организация речи предполагает ритмизацию речи и её сопровождение движениями правой или левой руки. Способы ритмизирования речи:

Теппинг и послоговой ритм – выделение каждого слога ударом руки, одного или нескольких пальцев. Каждый удар приходится на гласный звук. В результате такой ритмизации слоги выравниваются по длительности звучания, снимается редукция предударных и заударных гласных звуков, речь звучит плавно и стройно.

Плавное дирижирование и пословный ритм — движение кисти руки в сочетании с произнесением каждого слова фразы. При этом рука движется на каждое слово от себя к себе. Особенно интенсивное движение осуществляется на ударный слог слова. Скорость и ритм движения руки подбираются индивидуально.

Информативные жесты и синтагменный ритм – сопровождение устного высказывания естественными жестами. Синтагма — законченная мысль в высказывании, ограниченная паузами, объединённая интонацией. Сопровождение каждой фразы информативными жестами помогает речи звучать естественно.

Техника речи организует темп, ритм и плавность речевого высказывания улучшает просодическую сторону речи, оптимизирует решение коррекционных задач в процессе индивидуальных логопедических занятий со взрослыми людьми с нарушениями речи.

Логопед помогает освоить и реализовать правильную технику речи на занятии. При самостоятельной работе по улучшению качества речи вам помогут специализированные приложения для устройств iOs/Android:
Voice Analyst
1 Minute Voice WarmUp
DAF Professional by Speech Tools
Подробнее читайте на сайте http://shamardina.ru/articles/tehnika-rechi-na-in ... heskih-zanyatiyah-so-vzroslymi
Анастасия Шамардина - логопед-заиколог.
Индивидуальная логопедическая практика.

Анастасия Юсупова
Анастасия Юсупова
Репутация: 0
Лояльность: 0
Сообщения: 1
С нами: 1 год 1 месяц

Сообщение #22 Анастасия Юсупова » 03.11.2017, 22:06

Доброго времени суток! Огромное Вам спасибо за предоставленный материал!!! Для меня, как для начинающего логопеда, информация очень нужная.

yatsan F
Аватара
yatsan F
Репутация: 92
Лояльность: 55
Сообщения: 83
С нами: 6 лет 6 месяцев
Откуда: Москва

Интонационные упражнения

Сообщение #23 yatsan » 23.01.2018, 14:58

Интонационные упражнения

Интонация - это индивидуальный тон речи, которые может повышаться или понижаться, в зависимости от ситуации, в которой находится говорящий человек. При помощи интонации можно высказать свои чувства, пожелания, волеизъявление.

При нарушении плавности речи интонационное оформление устного высказывания затруднено, а эмоциональная выразительность приводит к усугублению проблем в речи.

Интонация - способ организации средств устной речи: силы звучания отдельных слов, темп речи, тембр, паузы и мелодия: восходящая и нисходящая.

Интонация предаёт устному высказыванию особое семантическое и эмоциональное значение.

Повышение уровня компетентности в интонационных конструкциях определённого языка помогает улучшить плавность и темпо-ритмическую организацию устной речи.



Дело в том, что это нормально - говорить с сильным чувством, не только со злостью, но и с любыми другими эмоциями. Вы можете даже получить восхитительный бонус, а именно: люди с заиканием, как правило, обнаруживают уменьшение количества ступоров, когда позволяют чувствам выходить на поверхность... Так происходит, когда мы на самом деле используем чувства, чтобы придать больше выразительности нашей речи.

Джон Харрисон "Переосмысление заикания"




Интонационные упражнения

Задание: прочитайте вслух фразы, повышайте тон голоса на выделенных словах.

Перед началом работы можно выполнить упражнения для голоса.



Повествование

Это мой друг. Его зовут Павел. Ему двадцать лет. Он поступил в университет. Он будет учиться на педагогическом факультете. Он будет изучать русский язык. Он студент первого курса. Семестр начинается в сентябре. Павел будет жить в общежитии. Он будет обедать в студенческой столовой.



Утверждение


Это мой друг. Его зовут Павел. Ему двадцать лет. Он поступил в университет. Он будет учиться на педагогическом факультете. Он будет изучать русский язык. Он студент первого курса. Семестр начинается в сентябре. Павел будет жить в общежитии. Он будет обедать в студенческой столовой. Если бы он не был студентом, то не жил бы в общежитии, и не обедал бы в студенческой столовой.




Вопрос


Кто ваш друг? Это ваш друг? Это ваш друг?! Сколько ему лет? Ему двадцать лет? Ему двадцать лет?! Как его зовут? Его Павел зовут? Его зовут Павел?! Куда он поступил? Он поступил в университет? Он поступил в университет?! На каком факультете он учится? Он учится на педагогическом факультете? Он учится на педагогическом факультете или отделении? Какой он будет изучать язык? Он будет изучать русский язык? Он будет изучать русский язык или литературу?! На каком курсе он учится? Он учится на первом курсе?! Он учится на первом курсе? Когда начинается семестр? В сентябрее начинается семестр? Семестр начинается в сентябре?! Где он будет жить? Он в общежитии будет жить? Он будет жить в общежитии?! Где он будет обедать? Он будет обедать в студенческой столовой? Он будет обедать в студенческой столовой или в кафе?!



Восклицание

Какой у вас друг! Какой хороший у вас друг! Какой он вам друг! Ему только двадцать лет! Павел — прекрасное имя! Он поступил в университет! Он будет учиться на педагогическом факультете! Он будет изучать русский язык!


Мелодекламация.

Задание: прочитайте стихотворение вслух с музыкальным сопровождением. Соблюдайте паузы, используйте интонацию для усиления выразительности звучания речи.



С.А.Есенин

Музыкальное сопровождение В.А.Моцарт «Концерт для фортепиано с оркестром №21»



***
Сви́щет ве́тер, сере́бряный ве́тер,/
В шёлковом ше́лесте сне́жного шу́ма.//
В пе́рвый раз я в себе́ заме́тил -/
Так я ещё никогда́ не ду́мал.//



Пусть на око́шках гнила́я сы́рость,/
Я не жале́ю, и я не печа́лен.//
Мне всё равно́ э́та жизнь полюби́лась,/
Так полюби́лась, как бу́дто внача́ле.//


О, моё сча́стье и все уда́чи!//
Сча́стье людско́е землёй люби́мо.//
Тот, кто хоть раз на земле́ запла́чет,-/
Зна́чит, уда́ча промча́лась ми́мо.//



Жить ну́жно ле́гче, жить ну́жно про́ще,/
Все принима́я, что есть на све́те.//
Вот почему́, обалде́в, над ро́щей/
Сви́щет ве́тер, сере́бряный ве́тер.//

1925

Дополнительные занятия по самостоятельной коррекции речи доступны по подпсике в разделе "Коррекция нарушений речи у взрослых".

Автор упражнения - Шамардина Анастасия - логопед-дефектолог.
Анастасия Шамардина - логопед-заиколог.
Индивидуальная логопедическая практика.

LinaSchwarz F
LinaSchwarz F
Репутация: 110
Лояльность: 299
Сообщения: 445
С нами: 1 год

Сообщение #24 LinaSchwarz » 23.01.2018, 15:28

Cпасибо за материал, вопрос, кто у кого берет материал: вокалисты у логопедов или наоборот?)

Не подскажете, что можно почитать, дабы помочь себе в постановке звуков? Выговариваю все, кроме буквы "л" из-за смены прикуса, а так вообще говорю не очень понятно, будто каша во рту, четкости ноль. В вокале немного мешает
'cause I'm a freak, baby

yatsan F
Аватара
yatsan F
Репутация: 92
Лояльность: 55
Сообщения: 83
С нами: 6 лет 6 месяцев
Откуда: Москва

Сообщение #25 yatsan » 23.01.2018, 16:19

LinaSchwarz, Спасибо за внимание к моим материалам!
Отвечаю на вопросы:
1. Свои материалы я составляю самостоятельно, опираясь на представления о системе русского языка и нормах устной речи.
2. Помочь себе в постановке звуков можно, используя пособие Гегелия Н.А. Исправление недостатков произношения у подростков и взрослых. Книга в электронном варианте. https://mou36.ru/images/doc/10_logoped/8.pdf
Анастасия Шамардина - логопед-заиколог.
Индивидуальная логопедическая практика.

sweden F
Аватара
sweden F
Репутация: 1042
Лояльность: 1275
Сообщения: 1914
С нами: 4 года 7 месяцев

Сообщение #26 sweden » 24.01.2018, 17:52

yatsan,
мое внимание привлекло вот что в Вашей пубикации

что при заикании нарушаются коммуникативные качества речи, а именно краткость, выразительность и понятность

yatsan писал(а):Снижение коммуникативных качеств речи: краткость, выразительность, понятность.
yatsan писал(а):2. Повышение уровня коммуникативных качеств речи — чистота, логичность, доступность речи и др.

особенно краткость интересует
скажите - неумение кратко формулировать свои мысли - это показатель низких коммуникативных качеств? (я читала, что психопаты не умеют кратко формулировать ответы - они отвечают очень развернуто на простые вопросы, отклоняясь от темы разговора)

мне лично раз замечание человек сделал - мне понятно, что ты говоришь(отдельные предложения), но не понятно, что ты имеешь ввиду
я поняла, что коммуникативные качества моей речи оставляют желать лучшего

а также здесь
yatsan писал(а):Клиенту предлагается дать ответ на слова одного из персонажей картинки. Ответ должен быть простым: ограниченным по длине и содержанию.

скажите, в чём сложность и смысл этого упражнения?
Ушла вершить великие дела.
Kinder, Küche, Kirche.

yatsan F
Аватара
yatsan F
Репутация: 92
Лояльность: 55
Сообщения: 83
С нами: 6 лет 6 месяцев
Откуда: Москва

Сообщение #27 yatsan » 24.01.2018, 22:03

Спасибо за внимание к моим материалам! Мне приятно, что вы прочитали мои статьи - я говорю это потому что действительно так думаю, а не для того, чтобы польстить вам или затащить на свои занятия ))) Самая большая вещь, которую я ценю в людях - умение читать.

Отвечаю на ваш первый вопрос развёрнуто и подробно, но медленно )) Сначала про коммуникативные качества речи.

Коммуникативные качества — признаки хорошей, культурной речи, которые обеспечивают эффективность общения и гармоничность взаимодействия участников коммуникации.

При заикании часто можно наблюдать снижение коммуникативных качеств речи. Это происходит ненамеренно и часто обусловлено трудностями устного воспроизведения речи. Независимо от количества запинок человек может быть хорошим собеседником и речь его будет звучать эстетично, если в ней реализуются основные коммуникативные качества речи: правильность, чистота, богатство, логичность, точность и др.

Развитие коммуникативных качеств речи способствует формированию речевой уверенности и произвольности высказывания в диалоге и монологе перед аудиторией.

Коммуникативные качества речи — объективно существующие свойства и признаки речи, определяющие степень её коммуникативной эффективности и совершенства.

Правильность. Обеспечивает взаимопонимание собеседников и реализацию других коммуникативных качеств речи: логичность, точность, богатство и др. Правильность речи предполагает соблюдение правил и принципов языковых и литературных норм в речи.
Самым простым примером правильности устной речи является расстановка ударений: газопрово́д, жалюзи́ и т.п.
Правильность устной речи также реализуется в согласовании слов в устном высказывании, а также правильном написании окончаний в письменной речи.

Чистота. Отсутствие в речи элементов, чуждых литературному языку, противоречащих нормам нравственности.
Чистоту речи нарушают следующие явления:
1. Слова-паразиты, которыми заполняют паузы в речи, используют их по привычке: короче, вот, значит, видите ли и т. д.
2. Просторечные слова свойственны простой, бытовой речи, которая носит непринуждённый и грубоватый характер.
3. Нецензурные высказывания даже сказанные без злого умысла всегда неуместны и могут оскорбить собеседника.
4. Жаргонные слова характерные для социальной или профессиональной группы людей.

Богатство речи. Обеспечивается уровнем развития языковой способности говорящего: количество и разнообразие языковых средств, которые находятся в употреблении индивида.
О богатстве языка свидетельствует словарный запас. Чем большим количеством слов владеет говорящий, тем полнее, свободнее и точнее он способен высказать свои мысли, чувства. Словарный запас не является постоянной величиной для любого носителя языка.
Источником речевого богатства русского языка является словообразование. В русском языке средствами словообразования служат приставки, окончания суффиксы. Например, суффикс -ёнк(а) придаёт существительному оттенок презрительного отношения: лошадёнка, кофтёнка, комнатёнка.
Фразеологизмы русского языка многообразны и обладают способностью дать точную оценку событиям («буря в стакане воды»), помогают выразить основную мысль - «схватывать на лету».
Вариативность грамматических форм — возможность изменять грамматические конструкции в высказывании: университетский корпус — корпус университета; умнейший — самый умный; улица узка — узкая улица и т.д.


Логичность и краткость. Качество основано на соотношении речи и мышления, предполагающее ясное, точное и непротиворечивое высказывание.

Точность. Может быть понятийной — соответствие между словами, которые употребляются в высказывании и их значениями. Предметная точность — знание темы речи, предмета высказывания.

Понятность, доступность. Использование фактов, аргументов, речевых средств с максимальным учётом возможностей восприятия речи каждым собеседником.

Уместность речи. Содержательная согласованность речи с целью и условиями общения. Уместность регулирует реализацию других коммуникативных качества речи в конкретной ситуации.

Добавлено спустя 1 минуту 34 секунды:
sweden, забыла упомянуть вас в комментарии - ответ про коммуникативные качества речи, чтобы имелось представление о том, что это такое.
Анастасия Шамардина - логопед-заиколог.
Индивидуальная логопедическая практика.

yatsan F
Аватара
yatsan F
Репутация: 92
Лояльность: 55
Сообщения: 83
С нами: 6 лет 6 месяцев
Откуда: Москва

Сообщение #28 yatsan » 02.02.2018, 15:35

sweden, продолжаю отвечать на вопросы.
Как нарушаются коммуникативные качества при заикании.
Исходя из данных психолингвистических исследований, при заикании отмечаются нарушения применения компонентов языка при воспроизведении устной речи в процессе коммуникации. Это связано со спецификой речевого расстройства: cудорожные проявления затрудняют произвольное управление речевым аппаратом. Это приводит к следующим проблемам организации устного речевого высказывания:

1. Нарушение развёрнутости, грамматической и логической последовательности изложения сообщения в монологической речи. Другими словами фразы могут быть очень развёрнутыми из-за моторной подготовки к произнесению "трудных" слов. Может проявляться многословность, вербализм, повторение предыдущей фразы или части высказывания из-за трудностей произнесения некоторых слов.

2. Чистота речи объективно снижается из-за использования вспомогательных фонем или целых слов в процессе реализации устного высказывания: "это", "ну", "вот", "так", "ага", "короче". В нормотипичной речи также встречаются так называемые слова-связки, которые используются, когда говорящий затрудняется в выборе слова. Но при заикании эти слова в речи встречаются чаще, они более стереотипны и часто сопровождают объективные речевые трудности.

3. Точность высказывания также снижается из-за объективных причин, указанных выше. В результате нарушается организация высказывания на семантическом уровне из-за пропуска трудных слов и во фразе появляются семантические излишества - замена более точного слова, на синоним, который проще произнести.

Опыт работы показывает, что работа с повышением уровня языковой компетенции и использование в коррекционной работе коммуникативных качеств снижает частоту проявления запинок. Т.е. обучение построению точного, граматически и лексически правильного устного высказывания улучшает речь при заикании, даже без использования техники речи в повседневной жизни.
Анастасия Шамардина - логопед-заиколог.
Индивидуальная логопедическая практика.

yatsan F
Аватара
yatsan F
Репутация: 92
Лояльность: 55
Сообщения: 83
С нами: 6 лет 6 месяцев
Откуда: Москва

Комплексная коррекция речи при заикании

Сообщение #29 yatsan » 07.03.2018, 12:33

Современные методики коррекции заикания предлагают использование "особой" техники воспроизведения устной речи. Утрата естественного звучания и необходимость постоянного самоконтроля вызывают психологическое отторжение перечисленных методов у взрослых людей с заиканием и как следствие — отсутствие систематичности применения и снижение эффективности коррекции.

Возникает необходимость выбора альтернативных средств коррекционного воздействия, которые не вызывают дискомфорта и помогут получить устойчивый результат. Таким методом является комплексная коррекция компонентов языковой системы и речи, которая предполагает:
1. Повышение качества компонентов языковой способности и компетенции: фонетического, лексического, синтаксического и семантического.
3. Совершенствование коммуникативных качеств речи: чистота, точность и доступность устного высказывания в монологической и диалогической речи.
4. Развитие вербальной креативности — оригинальности использования средств языка в устной речи.
Использование перечисленных направлений работы облегчает первичную диагностику, постановку задач логопедической работы, подбор речевого материала для упражнений и помогает подобрать критерии оценки эффективности занятий.

Комплексная коррекция компонентов языковой системы и речи обеспечивает получение устойчивого результата в процессе логопедической коррекции и не вызывает психологического отторжения у людей с заиканием.

Направления логопедической работы

Повышение уровня фонетической компонента

Совершенствование линейных фонетических единиц — звуков, слогов, слов, использование фонетической синтагмы.
Улучшение фонетической организации слов — использования слов с различной слоговой структурой, последовательностью фонем, вариативностью словесного ударения.
Повышение компетентности в интонационно-выразительных средствах языка — формирование представлений об интонационных конструкциях, центровой, предцентровой и постцентровой части фразы.

Повышение уровня лексического и семантического компонентов языка

Освоение способов объяснения значений слов:
- классификация;
- подбор синонимов;
- перечисление объектов, которые называются этим словом;
- отличительные признаки, которые раскрывают сущность объекта.

Устная интерпретация лексических элементов современного русского языка: фразеологизмы, пословицы, поговорки, речевые штампы, афоризмы.


Повышение уровня грамматической компетенции


Применение вариативности грамматических форм.
Разграничение синтаксических норм разговорной речи и современного русского литературного языка.
Использование оборотов речи, отступающих от синтаксической нормы: инверсия, эллипс, градация.

Совершенствование коммуникативных качеств речи
Основы культуры речи — реализация основных форм высказывания в соответствии со следующими критериями:

Чистота речи — отсутствие в высказывании вспомогательных элементов, чуждых литературному языку и затрудняющих восприятие информации: вот, так, это и т. д.
Точность высказывания — знание темы и предмета обсуждения, соответствие между словами, которые используются в высказывании с их значениями.
Доступность — использование фактов, аргументов и речевых средств с учётом возможностей восприятия любого собеседника.


Развитие вербальной креативности

Словесная импровизация — подготовленное и неподготовленное рассуждение на заданные темы с предоставляемой свободой в выборе лексики и способов построения высказывания.
Оригинальные коннотации — создание новых ассоциативных связей между словами.
Построение устного высказывания в стихотворной форме — пятистопный или шестистопный ямб.

Все перечисленные компоненты языковой системы и речи отрабатываются на одном индивидуальном занятии. Использование такого подхода в сочетании с техникой речи, которая не заменяет естественную речь в повседневной жизни, помогает получить надёжный результат. Отсутсвие необходимости постоянно контролировать свой речевой навык повышает мотивацию к занятиям.
Анастасия Шамардина - логопед-заиколог.
Индивидуальная логопедическая практика.

yatsan F
Аватара
yatsan F
Репутация: 92
Лояльность: 55
Сообщения: 83
С нами: 6 лет 6 месяцев
Откуда: Москва

Сообщение #30 yatsan » 16.03.2018, 18:34

Уважаемые коллеги логопеды!
Если вы используете материалы, которые опубликованы на этом форуме под моим именем - Анастасия Шамардина - прошу вас указывать это имя в своих публикациях. Проявляйте, пожалуйста, уважение к чужому труду! Мне приятно, что материалы оказываются полезными настолько, что вы включаете их в свои квалификационные работы (Ctrl+C - Ctrl+V), но надо ещё давать ссылку на мой сайт https://shamardina.ru/ или на этот форум. Так тоже можно делать. Иначе это называется нарушением авторских прав и преследуется по закону. Спасибо!
Автор всех упражнений, рекомендаций, переводов и статей, размещенных на этом форуме от имени yatsan - Анастасия Шамардина - логопед-дефектолог.
Анастасия Шамардина - логопед-заиколог.
Индивидуальная логопедическая практика.

yatsan F
Аватара
yatsan F
Репутация: 92
Лояльность: 55
Сообщения: 83
С нами: 6 лет 6 месяцев
Откуда: Москва

Как преодолеть страх публичных выступлений

Сообщение #31 yatsan » 20.03.2018, 09:43

Тезисы из книги Джона Харрисона "Переосмысление заикания"
Изображение
Выступление перед группой людей — сложная речевая задача, с которой непросто справиться любому человеку.
Что нужно делать, чтобы не бояться выступать перед аудиторией.

Говорить надо громко и чётко


Многие из нас с трудом привыкают к тому, что они оказываются "над" аудиторией... говоря придушенным голосом, мы как бы восстанавливаем свой статус-кво... никто не сможет нас обвинить в том, что мы пользуемся своим положением. Сделайте ваши разговоры громче и живее, когда выступаете перед аудиторией, сознательно говорите громко. Повышение тона - значит, что человек обращается по делу.

Выказывайте свои чувства

"Мы выросли с верой, что - чего бы то ни стоило! - мы должны оставаться спокойными и собранными. И мы научились блокировать наши чувства и притворяться, что не ощущаем себя некомфортно....мы должны понять разницу между "созидательным" дискомфортом, который помогает чувствовать себя сильным и заряженным, и "негативным" дискомфортом, который разрушает уверенность в себе.

Учимся паузам


Мы ненавидим паузы, так как для нас они ассоциируются с недостатком беглости. Каждая полусекундная пауза в речи ощущается как вечность. Мы пытаемся до предела наполнить каждый момент словами. Единственный способ почувствовать себя комфортно, делая паузы, это опробовать их. Они должны быть дли-и-и-и-и-иными - 3- 6 секунд, и даже больше.


Добавляем в речь музыку

Представьте себе, что собираетесь выступать перед группой детей четырёх лет. Вы не сможете удержать их внимание, говоря с ними монотонно. Изменение громкости и высоты голоса - два мощных инструмента для передачи эмоций - являются неотъемлемой частью музыки. Драматизируйте всё, что даже очень отдалённо просит выделения.

Смотрите в глаза


Избегание контакта - способ отстраниться от участия в ситуации. Многие из нас боятся чувств. Мы склоняемся к сверх контролю. Мы видим контакт глазами, как нечто, что заставляет нас отбросить часть контроля в пользу эмоций. Позволяйте своим глазам свободно перемещаться по слушателям. Говорите для одного человека 3-4 секунды. Потом разрешайте себе взглянуть на другого. Если поднимаются какие-либо эмоции - не блокируйте их.

Использование своего тела

Почувствуйте себя более расслабленными перед лицом аудитории. Нет ничего более мучительного, чем быть неподвижным, когда вы нервничаете. Язык тела помогает людям отпустить себя. Постарайтесь использовать ваши руки ноги всё тело, когда будете говорить. Это на самом деле работает.

Взаимодействие c аудиторией

Большинство выступающих изолируют себя в защитном коконе. Они настолько подавлены наличием публики, что возводят барьер, через который едва проходит их голос. Мы всегда пытались лишить индивидуальности опыт выступления, потому что он всю жизнь приносил нам боль.

Вовлечение говорящего и аудиторию в единый процесс поможет вам забыть себя. Это сделает процесс выступления настоящим удовольствием.

Способы ведения беседы с аудиторией:

Вопросы и ответы. Аудитория склонна оставаться пассивной, но люди хотели бы быть вовлечёнными в процесс.

Физическое вовлечение. Например, использование слушателей для наглядности или интервью.

Побуждение людей к действиям

Выбирайте проблему, которая вас действительно волнует и найдите способы передать ваше чувство аудитории. Понятно, что вы не будете стоять перед аудиторией неподвижно, руки по швам и мямлить себе под нос. Это не позволит почувствовать то, что ощущаете вы. Вы будете более убедительными, если:

- почувствуете себя комфортно, освоив своё пространство;

- будете говорить громко;

- усилите свои эмоции модуляциями голоса;

- добавите драматизма, пользуясь паузами;

- будете смотреть в глаза, давая почувствовать, что говорите серьёзно;

- покажите свои эмоции;

- используете язык тела, чтобы расставить акценты;

- будете взаимодействовать с аудиторией, чтобы разрушить барьеры.

Харрисон Дж. Переосмысление заикания.

Удачного выступления!

Больше статей и упражнений на сайте https://shamardina.ru/
Анастасия Шамардина - логопед-заиколог.
Индивидуальная логопедическая практика.

yatsan F
Аватара
yatsan F
Репутация: 92
Лояльность: 55
Сообщения: 83
С нами: 6 лет 6 месяцев
Откуда: Москва

Речевое дыхание

Сообщение #32 yatsan » 15.05.2018, 12:06

Изображение
Добрый день!
Часто возникает вопрос: "Для чего нужны дыхательные упражнения при заикании, ведь люди без заикания не задумываются над тем, как они дышат". Важно понять следующее: люди без заикания не должны быть ориентиром, потому что отсутствие заикания не говорит об отсутствии проблем с речью.
Речевое дыхание важно тренировать всем: и людям с нормотипичной речью, и с заиканием, и с другими речевыми проблемами. Поскольку именно дыхание обеспечивает звучание речи и чем более оно сильное и развитое, тем речь будет лучше.

Речевое дыхание сильно отличается от физиологического:

1. Речевой выдох - процесс тонкой регулировки меняющихся аэродинамических условий при образовании каждого речевого звука, которые быстро следуют друг за другом.

2. Продолжительность речевого выдоха в 20, 30 раз больше физиологического выдоха, особенно при пении.

3. Энергия речевого выдоха накапливается в момент вдоха за счёт подъёма грудной клетки и опущения диафрагмы. Вдох перед речью осуществляется быстрее и энергичней, чем физиологический вдох.

3. Диафрагма "заряжает" речевой выдох - она контролирует интенсивность подачи воздуха, пропускаемого через голосовую щель. Диафрагма поднимается для усиления звука и опадает при понижении.

Например, во фразах "Смотрите в оба!" или "Говорите разборчиво!" выдох будет более сильным в момент повышения интонации.
4. В гортани и ротовой полости, в которых образуются звуки, контролируется объём воздуха. Здесь происходит постоянная и строгая смена давления воздуха, его массы и скорости потока воздушной струи.

Например, при произношении звуков [и], [у] воздушный поток можно почувствовать, если поднести руку ко рту. При фонации звуков [a] и [э] воздушная струя не такая сильная.
6. Названия согласных звуков связаны со способом прохождения воздуха через преграды органов артикуляции: взрывные, смычные, щелевые.

Например, при произношении звука [р] расслабленный кончик языка вибрирует в потоке выдыхаемого воздуха и получается дрожащий звук.
7. При произношении коротких фраз объём выдыхаемого воздуха значительно меньше, чем при многословных. Разговорная речь для человека легче, чем чтение текста вслух, пение или выступление перед аудиторией.

8. Навык управления речевым дыханием в процессе речи или пения формируется в процессе специальных тренировок.

Упражнение

Произнесение звуков шепотом:
1. Вдох через нос (живот надувается), выдох через рот и одновременно шепотом произнести звук «а» - живот сдувается.
2. Вдох через нос и на выдохе произносите звук «о» - губы округлены.
3. Вдох через нос и на выдохе произносите звук «у» - губы вытянуты вперёд, без напряжения.
4. Вдох через нос и на выдохе произносите звук «и» - губы слегка растянуты в улыбке, без напряжения.

Автор статьи и рекомендаций - Шамардина Анастасия - логопед для взрослых.

Добавлено спустя 37 секунд:
Копирование материалов запрещено.
Анастасия Шамардина - логопед-заиколог.
Индивидуальная логопедическая практика.

yatsan F
Аватара
yatsan F
Репутация: 92
Лояльность: 55
Сообщения: 83
С нами: 6 лет 6 месяцев
Откуда: Москва

Как изменить темп речи

Сообщение #33 yatsan » 29.05.2018, 19:05

Изображение

Темп речи - скорость речи, степень быстроты чередования звучащих элементов речевого потока. Темп речи характеризует скорость произнесения отдельных слов во фразе.

Темп речи зависит от:
наследственности, скорости протекания нервных и психических процессов;
подготовленности к развёрнутому высказыванию;
содержания фразы;
ситуации общения.

Темп речи может изменяться в ходе взросления человека и в процессе его взаимодействия с другими людьми.

Темп речи может быть медленным, умеренным и быстрым.

Скорость речи возрастает в следующих случаях:
- при произнесении слов, которые являются привычными и часто употребляемыми;
- в стрессовых ситуациях, когда есть временные ограничения или необходимость донести важную информацию.

Чрезмерное замедление или ускорение темпа речи приводит к ухудшению распознавания собеседником информации, которая содержится в высказывании.

Темпом речи можно сознательно и произвольно управлять. В речи любого человека может реализоваться и быстрый, и медленный темп. Это называется "игра темпа" - когда скорость речи становится средством, которое придаёт выразительность речи и позволяет удерживать внимание слушателя долгое время.

Пауза помогает управлять темпом речи. На письме пауза обозначается значком слэш "/" - остановка на 1-2 секунды.

Улучшению темпа речи помогают скороговорки, но чтобы получить хороший результат, важно знать определённые тонкости:

- скороговорки надо разучивать в медленном темпе;
- любую скороговорку важно осмыслить, представить себе действие или событие, или предметы, которые содержатся в тексте скороговорки;
- проговаривайте несколько раз самые сложные места в скороговорке;
- подключите невербальные средства общения: мимику, жесты, интонацию;
- обязательно соблюдайте паузы : "/" - короткая пауза; "//" - длинная пауза.

Скороговорки

"Налим"
На мели́ мы нали́ма лени́во лови́ли,/ и меня́ли нали́ма вы мне на линя́.// О любви́ не меня́ ли вы ми́ло моли́ли,/ и в тума́ны лима́на мани́ли меня́.//

На мели мы налима,/ на мели мы налима,/ на мели мы налима.//

Налима лениво ловили,/ налима ловили,/ лениво ловили.//

Налима линя,/ налима линя,/ налима линя,/ налима линя.//

Туманы лимана,/ туманы манили,/ туманы лимана манили меня.//


"Колпак"
Сшит колпа́к не по-колпаковски, / вы́лит ко́локол не по-колоколовски. // На́до колпа́к расколпаковать, / перевыколпаковать, / на́до ко́локол переколоколовать, / перевыколоколовать.

Колпак не по-колпаковски,/ колпак не по-колпаковски.//

Колокол не по-колоколовски,/ колокол не по-колоколовски.//

Расколпаковать,/ перевыколпаковать,/ расколпаковать,/ перевыколпаковать.//

Расколоколовать,/ перевыколоколовать,/ расколоколовать,/ перевыколоколовать.//


"Двор дров"
На дворе́ трава́,/ на траве́ дрова́: / раз дрова́,/ два дрова́/ три дрова́; / дрова́ вдоль двора́,/ дрова́ вширь двора́,/ не вмести́т двор дров,/ дрова́ вы́дворить!//

На дворе трава,/ на дворе трава,/ на дворе трава.//

На траве дрова,/ на траве дрова,/ на траве дрова.//

Два дрова,/ два дрова,/ два дрова.//

Двор дров,/ двор дров,/ двор дров,/ двор дров.//

Выдворить дрова,/ выдворить дрова,/ выдворить дрова.//

Автор рекомендаций и упражнений - Шамардина Анастасия - логопед для взрослых
Копирование материалов запрещено и преследуется по закону.
Анастасия Шамардина - логопед-заиколог.
Индивидуальная логопедическая практика.

yatsan F
Аватара
yatsan F
Репутация: 92
Лояльность: 55
Сообщения: 83
С нами: 6 лет 6 месяцев
Откуда: Москва

Сообщение #34 yatsan » 01.11.2018, 16:36

Добрый день!

Сообщаю, что каждую среду провожу бесплатные индивидуальные консультации по коррекции речи для всех желающих. Время с 10:00 до 12:00, продолжительность 60 минут. Обязательна предварительная запись в почте shamardinanew@gmail.com

Также вы можете лично принять участие в исследованиях речи:
- уровень вербальной креативности;
- оценка языковой и коммуникативной компетенции;
При участии в исследовании вы получите консультацию по её итогам: очно или в Скайпе.

Подробная информация по электронной почте shamardinanew@gmail.com
Конфиденциальность консультаций гарантируется.
Анастасия Шамардина - логопед-заиколог.
Индивидуальная логопедическая практика.

ДУД
ДУД
Репутация: 5
Лояльность: 2
Сообщения: 49
С нами: 2 месяца 22 дня

Сообщение #35 ДУД » 01.11.2018, 22:32

yatsan писал(а):а дворе́ трава́,/ на траве́ дрова́: / раз дрова́,/ два дрова́/ три дрова́; / дрова́ вдоль двора́,/ дрова́ вширь двора́,/ не вмести́т двор дров,/ дрова́ вы́дворить!//
Неужели люди, а особенно дети, которые не заикаются, умеют и знают эту, на мой взгляд, хрень. Вы говорите "речевые правила" - кому они нужны? Тогда для кого эти правила? Наверное для тех, кто их придумал. Это напоминает больше ритуалы или танцы с бубном поколений майя, когда верили во что угодно, лишь бы быть под защитой. Будьте проще и люди потянутся к вам.

Гамлет M
Аватара
Гамлет M
Репутация: 248
Лояльность: 639
Сообщения: 958
С нами: 12 лет 1 месяц
Откуда: Кишинев

Сообщение #36 Гамлет » 01.11.2018, 23:25

ДУД, эти правила нужны тем, кто серьёзно относятся к своей речи и хотят излечиться от логоневроза. А про "хрень" говорят неудачники.
Сначала тебя не замечают. Потом над тобой смеются. Потом с тобой борются. А потом ты побеждаешь. (С) Махатма Ганди.

ДУД
ДУД
Репутация: 5
Лояльность: 2
Сообщения: 49
С нами: 2 месяца 22 дня

Сообщение #37 ДУД » 01.11.2018, 23:33

Гамлет писал(а):ДУД, эти правила нужны тем, кто серьёзно относятся к своей речи и хотят излечиться от логоневроза. А про "хрень" говорят неудачники.
Не знаю, что говорят неудачники, но если ты знаешь, то скорее ты сам один из них.

Гамлет M
Аватара
Гамлет M
Репутация: 248
Лояльность: 639
Сообщения: 958
С нами: 12 лет 1 месяц
Откуда: Кишинев

Сообщение #38 Гамлет » 02.11.2018, 00:07

ДУД, ну ты наверное здесь самый успешный.
Сначала тебя не замечают. Потом над тобой смеются. Потом с тобой борются. А потом ты побеждаешь. (С) Махатма Ганди.

yatsan F
Аватара
yatsan F
Репутация: 92
Лояльность: 55
Сообщения: 83
С нами: 6 лет 6 месяцев
Откуда: Москва

Сообщение #39 yatsan » 02.11.2018, 18:49

ДУД я не нуждаюсь в вашем одобрении и признании. Вы на форуме месяц, а я почти шесть лет и веду прекрасные темы:
- логопедические упражнения, которые проверены на практике и зарекомендовали себя как эффективный способ коррекции речи при заикании и были представлены на международной конференции в 2018 году;
- переводы англоязычных статей о заикании - лучшие и передовые знания об этом нарушении в моём переводе и адаптации viewtopic.php?f=31&t=5401
- дневник хирурга, победившего заикание viewtopic.php?f=31&t=5820
Ещё я являюсь популяризатором мобильных приложений компании SpeechTools LTD, которые разрабатывают программы специально для взрослых с заиканием и имею несколько научных статей по этому поводу.
А также предлагаю бесплатные консультации один раз в неделю и участие в исследовании.

Но очевидно для вас мои слова это только сотрясание воздуха. Вы только флудите на форуме и высказываете своё "очень значимое мнение". Именно вам нужно быть проще.
Общение продолжать не намерена - слишком много дел, чтобы тратить их на пустые разговоры в интернете.
Анастасия Шамардина - логопед-заиколог.
Индивидуальная логопедическая практика.


Вернуться в «Методики лечения заикания»

Кто сейчас на форуме (по активности за 5 минут)

Сейчас этот раздел просматривают: 6 гостей